Блог

Главная » 2012 » Январь » 30 » Лекция 1. Возникновение и развитие налогообложения в России
08:11
Лекция 1. Возникновение и развитие налогообложения в России
Лекция 1. Возникновение и развитие налогообложения в
России

§ 1. Зарождение налогообложения на Руси
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 г. киевский князь Олег, победив днепровских северян, обложил их данью.
До 988 г. основными видами налогов являлись дани (подати), оброки. Уплачивались они натурой, чаще всего медом, кунами и даже мечами. В основном в этот период налоги устанавливались по случаю войн и походов.2 Первые зачатки законодательного закрепления норм, связанных со сборами и повинностями, появляются в «Русской правде». В ней предусмотрена одна из древнейших повинностей, так называемый корм, т. е. поставка пищевого довольствия чиновнику (вирнику), ездившему по волостям для суда, и его лошадям.3
После завоевания Руси Золотой Ордой на основе переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками», также осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно 14 видов «ордынских тягостей», к числу которых относились: выход («царева дань»), дань монгольскому хану, торговые сборы («мыт» и «тамка»), извозные повинности («ям» и «подводы»). Ежегодно взимаемая на территории Руси дань в пользу поработителей составляла огромные для того времени суммы. Например, «Московский выход» составлял 5-7 тыс. руб. серебром, а «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Первоначально уплата дани контролировалась чиновниками хана, которые именовались баскаками, а затем откупившими это право купцами — бесерменами. Так, например, в Новгороде дань была взята на откуп хивинскими купцами. В случае недоимки откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить брали людей в неволю.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III лишь в 1480 г., после чего началось воссоздание финансовой системы Руси. В качестве основного прямого налога были введены данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, а затем — ямские, пищальные подати, сборы на городовое и засечное дело.
Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. Для определения размера прямых податей служило «сошное письмо», которое составлялось писцами. «Соха» представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, ее размер был неодинаков в разных местах. Так, промышленная, посадская или слободская «соха» составляла «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Эта единица налогообложения использовалась продолжительное время и была отменена лишь в 1679 г. В царствование Алексея Михайловича в 1655 г. создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей. В 1680 г. он обеспечил поступление в государственную казну 1 203 367 руб. доходов. Из них на счет прямых налогов приходилось 44 %, а косвенных — 53,3 %. Остальные доходы приходились на чрезвычайные сборы и другие платежи.
Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра Великого (1672-1725 гг.). В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Учреждены должности прибыльщиков, которые предложили новые налоги, к числу которых относилась и пошлина на бороды. К числу же главных преобразований налоговой системы того времени относится введение подушной подати. Ее размер различался в зависимости от категории плательщиков. Так, с каждого крестьянина дворцового и синодского ведомства и крепостных подушных брали по 74 копейки, а с государственных крестьян еще, помимо того 40 копеек. С купцов и цеховых взимали по 120 копеек с души.
До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями. Впервые термин «налог» употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым (1738-1816 гг.) в одной из его работ и постепенно становится общеупотребимым.

§ 2. Акцизное и промысловое налогообложение в Российской
Империи

Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения. В то время налоги понимались как «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, т. е. на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовой сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.
Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими

сословиями платило и дворянство . Налогообложению подлежали все земли за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн руб.
К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который был введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9-10 %. Например, в 1890 г. Этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн руб. из 4,14 млн руб. прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн руб.
Значительный рост городского населения обусловил введение в 1894 г. государственного квартирного налога, который взимался органами городского управления и целиком поступал в государственный бюджет (лишь в бюджет Санкт-Петербурга передавалась часть налога). Этим налогом облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся ли он собственником или арендатором. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры и составляла от 5 до 560 руб. Если наемная цена квартиры превышала 6 тыс. руб. ставка составляла 10 %. В 1900 г. квартирного налога получено 3,9 млн руб., а в 1908 г. — более 6 млн руб. .
11аряду с указанными выше налогами в 1885 г. была предусмотрена уплата сбора с доходов от денежных капиталов. Введению указанного налога в немалой степени способствовали рост ссудного капитала и появление большого числа рантье. Объектом налогообложения в этом случае являлся доход от ссудных капиталов и ценных бумаг. Ставка налога составляла 5 %. Под налогообложение подпадали доходы, полученные в виде процентов по ценным бумагам как государственным, так и выпускаемых частными лицами; проценты по вкладам в кредитных учреждениях; доходы от капиталов, ссужаемых частными лицами и учреждениями торговым и промышленным предприятиям. Освобождались от налогообложения доходы по акциям и паям промышленных и торговых обществ, облагаемых дополнительным промысловым сбором. Ежегодно с налогоплательщиков удерживалось до 20 млн руб. этого налога3.
Развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое 11оложение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом, промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором.
11осле его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые
свидетельства (патенты). Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых предприятий к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например, к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму — розничная, к третьему и четвертому — «мелочная», к пятому — «развозочная» и к шестому — «разносная». Для кредитных и страховых учреждений определяющим являлся размер основного капитала, а для промышленных предприятий — количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 4 до 500 руб., а в промышленности — от 2 до 1500 руб.
Помимо основного предусматривалась также уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыли предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности. Публичную отчетность (декларации) о доходности в рас¬кладочные присутствия были обязаны представлять торговые предприятия первого и второго разрядов, а также промышленные предприятия с первого по пятый разряд. Ставка дополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3 до 14 % (при норме прибыли превышающей 20 % с суммы превышения дополнительно взыскивалось 10 %), при эгом предприятия, имеющие менее 3 % прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. со 100 руб. нарицательной суммы основного капитала для предприятий с прибылью до 3 %, и 20 коп., для предприятий работающих с большей прибыльностью1. Для предприятий, не обязанных представлять отчетность, предусматривалась уплата раскладочного сбора, исходя из их предполагаемой прибыльности, а также процентного сбора с прибыли, превышающей определенный размер. Однако допускалось представление ими торговых книг для определения реально полученной ими прибыли в целях налогообложения. Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 млн руб., а дополнительный — 35 млн руб.
Однако основные суммы государственных доходов традиционно поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Например, в государственном бюджете Российской империи 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн руб. или 45,4 % всех доходов, а на прямые налоги — 177 млн руб. и 16,9 % соответственно2. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн руб. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар — 92 млн руб., табак — 49 млн руб., керосин — 27 млн руб. Доход от таможенных пошлин составил около 213
MJIH руб.
Основное место среди косвенных налогов занимал акциз на водку и спирт. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка, и составлял 11 копеек за градус. Употребляемый в пивоварении солод, облагался акцизом в размере от 1 руб. 10 коп. до 1 руб. 35 коп. за пуд. Налоги по другим подакцизным товарам также были выражены в определенных денежных суммах. Так, акциз на сахар уплачивался в размере 1 руб. 75 коп. за пуд, на табак в зависимости от сорта — от 23 коп. до 1 руб.
50 коп. за фунт, на нефтяные продукты и керосин — от 30 до 40 коп. за пуд, а на спички — '/г коп. с «помещений от 75 до 150 спичек и % коп. с помещений от 150 до 225 спичек» .
Уровень налогообложения в России считался одним из самых высоких и постоянно увеличивался. Так, в 1882 г. население отдавало в государственную казну и местным властям около 25 % всего произведенного валового дохода, в 1892 г. — 27 %, а в 1901 г. — 30 % 2.
Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два са¬мостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входящие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Для осуществления контроля за уплатой промыслового налога специально создавались особые по промысловому налогу присутствия, в которые входили чиновники Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, представители общественности в лице купцов и городского самоуправления. Непосредственными исполнителями являлись податные инспекторы и торговые депутаты, представляющие городское самоуправление и предпринимателей.
В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах — губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

§ 3. Налогообложение в РСФСР периода новой экономической политики (1921-1930 гг.)

В послереволюционный период, начиная с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован. В это время налоговая политика государства фактически сводилась лишь к принудительному взиманию натурального сбора с крестьянства. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог. В первые месяцы диктатуры пролетариата трудовая повинность была обязательна только для представителей буржуазии, однако вскоре принцип принудительного труда был распространен и на другие слои общества. Все трудоспособные и неработающие на этот момент женщины и мужчины от 16 до 55 лет были обязаны встать на учет в отделах распределения рабочей силы, где им давали направления на любую работу по усмотрению этих отделов. Эта обязанность была провозглашена в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а позже включена и в Конституцию РСФСР 1918 г.1.
С поворотом к новой экономической политике (НЭП), провозглашенной в марте-мае 1921 г., начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. Возникла необходимость возврата отмененных фискальных институтов. Создание новой налоговой системы началось с предоставления крестьянству права реализации на рынке излишков сельскохозяйственной продукции, оставшихся после уплаты продналога.
В течение 1923 г. была проведена реформа обложения крестьянства и установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. В этот период налоги определялись, как «принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными публично правовыми образованиями изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей». В 1926-27 гг. в СССР налоги составляли уже около 2,5 млрд руб. или 50 % всех доходов.
Идиным сельскохозяйственным налогом изначально облагались лишь земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяйства, в том числе и от подсобных занятий, например, садоводства, ог ородничества, пчеловодства. Налог уплачивался на основе прогрессивной шкалы ставок, при этом размер налога на каждое хозяйство определялся, исходя из полученного им совокупного годового дохода, разделенного на число его членов, так называемых едоков. Минимальный размер налога составлял 2 % при доходе на одного едока не более 20 руб., а максимальный, при доходе более 100 руб., — 25 %. Хозяйства, имеющие общий доход, не превышающий 75 руб., от уплаты налога освобождались. В
1925 г. поступления этого налога в бюджет СССР составили более 320 млн руб. (из них по РСФСР — 225 млн руб.).
Значительные поступления в бюджет обеспечивал промысловый налог. В
1926 г. он обеспечил свыше 450 млн руб. дохода. К уплате промыслового налога обязывались торговые и промышленные предприятия. Порядок уплаты этого налога имел много общего с аналогичным налогом, существовавшим в дореволюционной России, и также предполагал выкуп предприятиями патентов и взыскание уравнительного сбора.
Предусматривалось и деление торговых и промышленных предприятий на соответствующие разряды. Стоимость патента в зависимости от разряда составляла от 6 до 1800 руб. Уравнительный сбор взимался в процентах от оборота. Следует обратить внимание на то, что ставки для государственных и частных предприятий различались. Например, частная торговля — от 1'4 до 10 %. 1мце большее различие имело место при налогообложении других видов деятельности. Так, частные металлургические заводы уплачивали сбор в размере 1 %, в 4 раза большем, чем государственные. Налогооблагаемый оборот исчислялся налоговыми комиссиями на основе представляемых владельцами предприятий заявлений и торговых книг.
На подоходный налог ежегодно приходилось около 180 млн руб. платежей. Он уплачивался гражданами, проживающими в городах и имеющими самостоятельные доходы. Такими доходами признавались средства, полученные за работу по найму и в качестве членов артелей (товариществ), а также авторские вознаграждения за литературные произведения. Если совокупный годовой доход не превышал 1 тыс. руб., то налог взимался по минимальной ставке в 0,7 %, максимальная ставка предусматривалась для дохода от 24 тыс. руб. и выше и состояла из фиксированной суммы в 7 тыс. 460 руб. + 45 % с суммы превышения. От уплаты налога освобождались малоимущие слои населения с ежемесячным доходом не более 75 руб. в сельской местности и 80 руб. в городах.
Помимо названных выше, к числу прямых налогов относились также налог па сверхприбыль, налог с наследств и дарений и военный налог. Их доля среди доходов была незначительна. В 1927 г. планировались поступления от этих налогов соответственно 3,5 млн руб., 600 тыс. руб. и 300 тыс. руб. Хотя эти налоги и приносили незначительный финансовый результат, они широко использовались в качестве эффективного средства классовой борьбы. Указанные налоги отличались огромными налоговыми ставками и к их уплате обязывались «состоятельные нетрудовые элементы». Например, с крупных наследств приходилось уплачивать до 75 % их стоимости1. Различные дискриминационные меры в налогообложении приводили к постепенному вытеснению частного сектора из экономики, что в свою очередь приводило к общему снижению уровня налоговой способности пла¬тельщиков.
Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к широкому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки, пиво, мед, квас, минеральные воды, чай, кофе, сахар, соль, дрожжи, свечи, керосин и смазочные масла, резиновые галоши и текстильные изделия. Подобная обширность акцизного обложения определялась, прежде всего, слабой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов. Например, акциз на водку составлял 3 руб. 20 коп. за ведро, на сахар в зависимости от сорта — от 10 до 24 коп. за килограмм, на табак — от 1 руб. до 9 руб. 50 коп. за килограмм, а на чай — от 74 коп. до 2 руб. 75 коп. за килограмм. В 1925-26 гг. акцизы принесли в бюджет 832 млн руб.
В 1926 г. сельскохозяйственным налогом было охвачено 116 млн 491 тыс. едоков, плательщиками промыслового налога являлись 1 млн 300 тыс. торговых и 209 тыс. промышленных предприятий, а подоходный налог уплачивали 2 тыс. организаций и учреждений, 816 тыс. рабочих и служащих, 758 тыс. работающих по найму, более 1 млн «нетрудовых элементов».Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В 1921 г. в составе Народного ко¬миссариата финансов было создано Организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в Управление налогами и государственными доходами. В 1925 г. наружный налоговый надзор был возложен на финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. Уплата акцизов контролировалась инспекторами косвенных налогов и их помощниками, а сельскохозяйственного налога — волостными (районными) исполнительными комитетами. В 1930 г. численный состав налоговых органов составил более 17 тыс. человек.
Тем не менее, недоимки, возникающие в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, были достаточно широко распространенным явлением. При принудительном взыскании налогов финансовые органы имели право производить опись, арест и продажу с публичного торга принадлежащих недоимщику имущества и строений, обращать взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от третьих лиц или находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях. Острые противоречия, возникавшие между финансовыми интересами государства и проводимой им экономической политикой, направленной на вытеснение частного сектора, выражались в непомерном увеличении налогового пресса. Высокие налоговые ставки, действовавшие в СССР в указанный период, являлись одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, приводили к резкому неприятию частными налогоплательщиками положений налогового законодательства, массовому уклонению от уплаты налогов.

§ 4. Налоги в СССР

Послевоенный период в СССР характеризовался постепенным сво¬рачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составили в 1954 г. около 41 % в составе доходной части бюджета2.
В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества, отрицание налогов становится составной частью государственной экономической политики. Существенным шагом в направлении полной ликвидации налогообложения в стране, стала отмена налога с заработной платы, в соответствии с Законом СССР 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». В этот период основная часть доходов государственных предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налогов, имели обязанность вносить в бюджет и неналоговые платежи. Высокий уровень обобществления собственности в экономике практически полностью исключал возможность возникновения противоречий между интересами государства в целом и интересом отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов.
В отношении же граждан сохранялась обязанность по уплате некоторых налогов, например, подоходного налога или налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Порядок их уплаты основывался на удержании сумм налога у источника выплаты.
Проблема учета реальных доходов и сбора налогов обострилась с принятием в 1986 г. Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, в определенной степени позволял реализовать частную инициативу в хозяйственной деятельности. При этом доходы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65 %. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятия кустарно-ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.
После принятия в 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР» количество лиц, обязанных подавать декларации о доходах, увеличилось за счет кооператоров.
Для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства с 1988 г. в составе финансовых органов стали создаваться налоговые инспекции. В 1990 г. создана Государственная налоговая служба Министерства финансов СССР. Численность налоговых органов составляла около 70 тыс. человек.

§ 5. Налоговая реформа в Российской Федерации 1991 г.

К концу 1991 г. необходимость создания полноценного механизма налогообложения стала очевидной. После распада СССР, входившие в него ранее республики пошли по пути создания национальных налоговых систем. В этот период в России принят целый ряд соответствующих законодательных актов. К их числу можно отнести законы: «О Государственной налоговой службе РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» и др. Налоговая реформа проводилась в крайне тяжелых, можно сказать, в чрезвычайных экономических условиях. Общая ситуация в стране характеризовалась инфляцией, финансовым кризисом, падением про¬изводства. Новые налоги позволили сохранить бюджетную систему России, включая местные бюджеты, обеспечить финансирование по всем основным направлениям текущих расходов. Тем не менее, отмечалось, что введенный комплекс налогов был весьма далек от совершенства. При его разработке сказались торопливость, отсутствие времени на апробацию, стремление, во что бы то ни стало сбалансировать бюджет, выпячивание фискальной функции налогов в ущерб функции стимулирования развития производства и п редпр и н и м ате л ьства1.
Изначально государственная налоговая политика строилась на максимальном расширении налогооблагаемой базы, поэтому налоговая система включила в себя около пятидесяти видов налогов. К числу основных относились: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль (подоходный налог) с предприятий, подоходный налог с физических лиц.
В то время введение налогов осуществлялось не только на основе законов, но и подзаконных актов. Так, Указом Президента РФ 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения. Допускалось также установление налогов, не предусмотренных федеральным законодательством. Согласно Указу Президента РФ 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году», органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления было предоставлено право, дополнительно устанавливать и вводить без ограничения любые налоги. В результате, только к 1994 г. было введено дополнительно сверх предусмотренных в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» более 70 видов региональных и местных налогов.
Налог на добавленную стоимость был введен Законом 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». После чего был отменен налог с оборота, установленный еще в 1930 г., и налог на продажи, действовавший в течение 1991 г. . Этот новый налог представлял собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В ст. 1 Закона 1991 г. «Об акцизах» акцизы определялись как косвенные налоги, которые увеличивают цену товара и поэтому уплачиваются потребителем. Перечень подакцизных товаров включал: вино-водочные изделия, пиво, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Плательщиками акцизов являлись производящие и реализующие подакцизные товары предприятия. Ставки акцизов утверждались Правительством Российской Федерации и составляли по различным товарам от 5 до 90 % их стоимости. Наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизами, налог на прибыль с предприятий и организаций, также становится важнейшим источником бюджетных поступлений. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль был определен Законом 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Этим налогом облагалась прибыль (превышение доходов над расходами), полученная предприятиями и организациями, а также филиалами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Объектом обложения налогом являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная в соответствии с законодательством. Для целей налогообложения прибыль определялась как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестои¬мость. Ставка налога на прибыль предприятий была установлена в размере 32 %, а для бирж и брокерских контор, а также предприятий, получивших прибыль от посреднических операций и сделок — 45 %. Доходы видеосалонов облагались по ставке 70 %, а игорных домов — 90 %. Сумма налога определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно. В течение квартала все плательщики должны были ежемесячно производить авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Окончательная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определялась налогоплательщиками с учетом ранее произведенных платежей.
Для физических лиц основным налогом, по-прежнему, оставался подоходный налог. В соответствии со ст. 2 Закона 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» подоходным налогом облагается совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году. Минимальная ставка налога была установлена в размере 12 %, а максимальная — для дохода более 420 тыс. руб., — составляла 144 тыс. 540 руб. + 60 % с суммы превышающей этот доход. Порядок уплаты этого налога отдельными плательщиками основывался на подаче ими деклараций.
Характерной особенностью новой налоговой системы становится значительное обременение налогами, сборами и обязательными платежами фонда оплаты труда.
Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей был возложен на Государственную налоговую службу РФ и ее территориальные органы. Система налогового контроля включала 2700 налоговых инспекций с общей численностью работников более 160 тыс. человек.
В целях же борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями в соответствии с Указом Президента РФ 1992 г. № 262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации» впервые в истории нашего государства был создан специализированный правоохранительный орган — Главное управление налоговых расследований (налоговая полиция). Подразделения ГУНР были призваны осуществлять меры, направленные на повышение эффективности деятельности ГНС России по своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение первого года были возбуждены сотни уголовных дел, в бюджет дополнительно начислено около 400 млрд руб.
Как мы видим, за указанные периоды истории, Россия претерпела целый ряд потрясений политического, социального и экономического характера. Это, в свою очередь, непосредственно сказывалось на проводимой государством налоговой политике. Неоднократное сворачивание налогообложения сменялось его возобновлением, за последние десятилетия гражданами пройден сложный путь от «безналогового общества» к обществу, в котором в соответствии с Конституцией, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Тем не менее, в эти годы сохранялась преемственность налогообложения и каждая вновь созданная налоговая система, в той или иной степени, содержала в себе элементы предшествующей. Практически в неизменном виде сохранился порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.
Основу отечественной системы налогового контроля в рассматриваемые периоды составляли податные (акцизные), финансовые и налоговые инспекции, которые имели сходные цели, задачи и полномочия. Налоговые органы осуществляли контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и одновременно выполняли отдельные правоохранительные функции, в частности, проводили расследование налоговых преступлений в форме дознания. В случаях же противодействия со стороны налогоплательщиков налоговые органы прибегали к помощи полиции или милиции. Однако обострение ситуации со сбором налогов в годы рыночных реформ вызвало необходимость создания, наряду с ними, специализированного правоохранительного органа — налоговой полиции.

Задачи:

1. АО «Аргос» не смогло выполнить обязательств перед предприятием Волговаз» по перевозке комплектующих деталей для автомобилей и оказалось не в состоянии возместить убытки, понесенные предприятием «Волговаз» в связи со срывом поставок. Налоговая инспекция, убедившись в невозможности АО «Аргос» внести соответствующий налог, подала иск в суд с целью признания АО «Аргос» банкротом. Предприятие «Волговаз» также подало иск в суд с просьбой взыскать понесенные им убытки с АО «Аргос» в принудительном порядке. Дирекция АО «Аргос» подала в налоговую инспекцию заявление с просьбой в качестве обеспечения уплаты налога принять в залог имеющиеся у АО товарно-материальные ценности.
Дайте юридическую оценку действиям всех субъектов налоговых правоотношений в данной ситуации. Интересы какой организации будут удовлетворены в первую очередь?

2. Полковнику Гурову по его заявлению органы местного самоуправления районного центра Митино за соответствующую плату передали в собственность земельный участок для ведения фермерскою хозяйства. Через 2 года, когда срок военной службы Гурова составил 20 лет, он по состоянию здоровья был уволен из рядов Вооруженных Сил. Митинская районная налоговая инспекция включила в облагаемый налогом доход Гурова сумму земельного налога и налог на технику, которую последний использовал для обработки земли, объяснив это тем, что Гуров «не исполняет более обязанности военной службы и, следовательно, льготами военнослужащего не обладает». «Комитет защиты офицеров» Митинского района подал жалобу на действия налоговой инспекции в отношении Гурова в районный суд.
Оцените с юридической точки зрения действия участников налоговых правоотношений.

3. Предприятие «Уралнефтегаз» по бартерной сделке в обмен на сырую нефть приобрело в Финляндии товары народного потребления. При этом в счете-фактуре цена полученного товара была указана в финских марках. Директор «Уралнефтегаза» издал распоряжение реализовать эти товары работникам своего предприятия в рублях по цене значительно ниже, чем она определялась в результате пересчета финских марок по курсу ЦБ РФ в рубли. Однако налоговая инспекция взыскала с работников предприятия налог на разницу цены реализованного товара от его номинала.
Дайте юридическую оценку действиям налоговой инспекции.

4. Акционерное общество «Грант» получило от ЦБ РФ разрешение на эмиссию ценных бумаг, часть которых реализовало своим работникам по цене ниже их номинальной стоимости. Налоговая инспекция включила в совокупный доход работников АО сумму, равную номинальной стоимости ценных бумаг.
Есть ли нарушения в действиях налоговой инспекции ?

5. АО «Гигант-плюс» приобрело партию бытовой техники. Вся партия, за исключением холодильника марки «Иней», была реализована работникам этого же акционерного общества. Совет АО двумя годами позже принял решение подарить нереализованный холодильник, не бывший до этого в эксплуатации, закройщице Холодовой «за отличные показатели в труде». С момента покупки цена холодильника «Иней» возросла в десять раз. Налоговая инспекция включила в налогооблагаемый доход Холодовой сумму, равную разнице между последней и первоначальной стоимостью холодильника. Холодова обратилась за консультацией в адвокатскую контору, считая действия налоговой инспекции незаконными.
Возможно ли положительное решение вопроса в пользу Холодовой?

6. Инспектор налоговой инспекции г. Старогирьково Петровский дал гражданину Лопухину официальную письменную консультацию по уплате подоходного налога. В соответствии с консультацией Лопухин заполнил налоговую декларацию и уплатил налог. Впоследствии проверкой было установлено, что декларация заполнена неправильно и налог занижен. Налоговая инспекция потребовала оплатить штраф и пеню, несмотря на то, что все было сделано в соответствии с консультацией.
Кто должен в этом случае нести ответственность? Правомочно ли обращение гр. Лопухина в суд по этому поводу?

7. В 1998г. у АО «ВИКА» образовалась переплата по налогу на прибыль (перечисленные в бюджет суммы авансовых взносов значительно превысили сумму фактически полученной прибыли). Несмотря на устные запросы, районная налоговая инспекция отказалась вернуть из бюджета излишне перечисленные суммы налога, хотя факт переплаты ею подтвержден.
Правомерен ли такой отказ ? Каковы варианты разрешения сложившейся ситуации?

8. АО «Пингвин» обратилось в налоговую инспекцию с жалобой на неправомерность взыскания с него пени в размере 0,7% за несвоевременную уплату земельного налога за 1998 г., обнаруженную во время проведения документальной проверки в феврале 1999 г.
Кто прав в этой ситуации? Обоснуйте свою точку зрения ссылками на
нормативные акты.

9. На занятии по финансовому праву студент Мачнев сказал, что налоги и сборы - это разновидности платежей. Некоторые студенты с ним не согласились.
Каково Ваше мнение по данному вопросу? Аргументируйте свой ответ.

Задания:
1. Понятия «налог» и «сбор» являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. На основе анализа их признаков укажите их основные отличия, а также определите, на основании каких статей Конституции РФ строится их разграничение.

2. Есть ли, по Вашему мнению, разница между понятиями «субъекты налоговых отношений» и «участники налоговых отношений»? Дайте ответ, опираясь на статьи части первой Налогового кодекса РФ.

3. На основе действующего законодательства расскажите, какие изменения произошли в налоговой системе РФ, какие виды налогов установлены в РФ в последнее время. Как Вы считаете, могут ли субъекты РФ и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоги и сборы? Если могут, то раскройте порядок установления.

4. Назовите элементы налоговых правоотношений, перечислите группы этих правоотношений, раскройте функции органов исполнительной власти по регулированию налоговых правоотношений.

5. Налоговые правоотношения могут возникать между:
-органом (должностным лицом) исполнительной власти и налогоплательщиком;
-органом законодательной власти и налогоплательщиком;
-между налогоплательщиками;
-между органом исполнительной власти субъекта РФ и органом исполнительной власти РФ;
-между физическим и юридическим лицом;
-между кредитным органом и налоговым органом.
Укажите правильные ответы.

6. Перечислите источники, формирующие законодательство о налогах и сборах.

7. Рассмотрите элементы Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Может ли по данному налогу устанавливаться индивидуальная льгота?

8. Налог или сбор могут считаться установленными с момента провозглашения. Согласны ли Вы с этим мнением? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема: Общие положения налогового права РФ
Вопросы:
1.Что представляют собой налог и сбор, каковы юридические признаки, и свойственные им?
2. Каковы принципы налогообложения?
З.Что понимается в Российском законодательстве под системой налогов и сборов в РФ?
4. Каким образом можно классифицировать налоги по различным основаниям? 5 .Какие виды налогов и сборов Вы знаете?
6.Что понимается Иод налоговым правом?
7. В чем проявляется специфика норм налогового права?
8.Что входит в состав налоговых правоотношений, каковы их особенности?
9. Кто может выступать в качестве участников налоговых правоотношении
10. Каковы основные элементы налогообложения (закона о налоге)?
Семинар по теме:
Возникновение и развитие налогообложения
Возникновение налогообложения. Налоговая система Древнего Рима. Налоговые системы государств Европы и Азии в XVII—XIX вв.
Развитие отечественного налогообложения. Зарождение налогообложения на Руси. Налоговая система дореволюционной России. Налоговая реформа XIX в. Налогообложения в период проведения НЭП (1921-1930 гг.). Налоги в СССР. Общество без налогов.
Возобновление налогообложения в период проведения рыночных преобразований. Налоговая реформа 1991 г.
План семинара
1.Юридическая сущность налогообложения.
2,Особенности развития налогообложения в разных странах.
3. Важнейшие реформы отечественного налогообложения.
4. Преемственность налоговых систем, существовавших в различные периоды российской истории.
Нормативные акты и литература
1. Bce начиналось с десятины: Этот многоликий налоговый мир. Пер. с нем. Общ. ред. Б.Е, Панина. М.: Прогресс, 1992.
2. Глухов В.В., Долъдэ И.В. Налоги: теория и практика. Учебное пособие. С.-Пб.; Специальная Литература. 1996.
3. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение: Пер. с англ. —М: ЮНИТИ, 1997.
4 .Куксин КН. Налогообложение и налоговая политика в России. М.: Граница, 1997.
5. Налоги: Учебное пособие. Под ред. ДГ. Черника.— М.: Финансы и статистика, 1994.
6. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс», 1997.
7. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. Под ред. КГ. Русаковой, В.А. Кашина. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
8. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. — М.: Финансы, 1997.
9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник.— М.: ИН- ФРА-М., 1998.
Просмотров: 10217 | Добавил: Naruto | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
9 Andrei4173  
0
тут на этом интернет-ресурсе подобран большой выбор умных статей про http://medbaz.com/pages-more-336.html - меню сбалансированного питания.

8 Alla3835  
0
у нас на интернет-блоге вы можете взглянуть на громадный выбор умных статей о ` http://www.infosuper.ru/ - Forex.

7 sodaMonna  
0
Приветствуем вас на нашем сайте. Мы уже несколько лет занимаемся сбытом копий кроссовок Nike Air Max, New Balance и других.

Гарантией нашей прекрасной работы является огромное количество счастливых людей, которые совершили сделки в нашей группе вконтакте.
Сейчас пиком продаж являются http://john-shop.ru/ - кроссовки, которые можно купить на сайте http://john-shop.ru/.

6 Nina1992  
0
тут на вышеприведенном веб-ресурсе http://www.justlady.ru/articles-149647-kak-sdelat-gustye-resnicy - тут подобран громадный набор интересных статей на тему красоты. у нас на вышеприведенном интернет-блоге все новости выложены всем желающим.

5 Lena8743  
0
тут на официальном веб-сайте http://www.justlady.ru/articles-148860-kak-vybrat-shubu-iz-mutona - http://www.justlady.ru собран большой набор умных статей на тему диет. у нас на веб-блоге все новости предоставлены на всеобщее обозрение.

4 Larisa0505  
0
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.

3 Larisa6513  
0
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.

2 FloulgeDutNut  
0
Нет ничего сложнее, чем купить подарок для дорогого, любимого мужчины или выбрать презент начальнику, другу. И нет ничего проще, чем сделать это у нас! Для решения всех проблем и создан наш Интернет магазин подарков.
Одним из основных наших направлений является продажа подарков для мужчин. У нас всегда в наличии большой ассортимент подарочных наборов, от недорогих до элитных, например таких, как http://vam-podarki.ru/show_cat2.php?grid=6007 - набор для пикника 4 персоны. Рекомендуем купить набор для покера для азартных людей, которые увлекаются замечательной игрой - покер, они обязательно оценят такой подарок по достоинству.

1 enustyanaenia  
0
у нас на веб-портале [url - http://ublaze.ru/ собран огромный ассортимент уникальных статей. на тему http://ublaze.ru/forum/ftopic1121.html - Прошивка PMP+MP5 плеера. на официальном сайте все публикации выложены абсолютно бесплатно, без всякой регистрации.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0