Каталог файлов

Главная » Файлы » Финансовое право » Лекции по финансовому праву

финансовое право
02.02.2012, 01:37
Вопрос 82. Кассовые операции на территории Российской Федерации
1. Понятие кассовых операций
2. Правила ведения кассовых операций
3. Понятие кассы
4. Ответственность кассира
5. Прием и выдача наличных денег
6. Кассовая книга

1. Кассовые операции — операции предприятий, организаций и учреждений по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности.
2. Правила организации денежного оборота в РФ в настоящее время определены указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения». Этот Указ устанавливает, что юридические лица независимо от своей организационно-правовой формы:
• обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях
банков;
• должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий
• обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в по¬рядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка;
• имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, вы¬платы пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
В развитие данных положений Центральный банк РФ 23 сентября 1993 г. установил порядок ведения кассовых операций юридическими лицами на территории Российской Федерации.
3. Юридические лица для осуществления расчетов наличными деньгами должны иметь кассу, т.е. специально оборудованное помещение. Это помещение должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, запрещается.
4. Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
После издания приказа о назначении кассира на работу
руководитель предприятия обязан ознакомить кассира с По¬
рядком ведения кассовых операций, после чего с ним заклю¬
чается договор о полной индивидуальной материально от¬
ветственности.
В соответствии с Положением о бухгалтерском Учете и отчетности в Российской Федерации в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
5. Прием наличных денег кассами предприятий производит¬
ся по приходным кассовым ордерам, подписанным главным
бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным
распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штам¬пом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформлен¬ным другим документам (платежным или расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером пред¬приятия или уполномоченными на это лицами.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир обязан потребовать предъявление паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя. Он записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и берет расписку получателя.
Оплата труда, выплата пособий по социальному страхования без выписки расходного кассового ордера на каждого получающего деньги.
6. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия по каждому операционному дню учитывают в кассовой книге.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, вы¬водит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге, за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия
Вопрос 83. Валютное регулирование в Российской Федерации
1. Понятие и значение валютного регулирования
2. Элементы валютного регулирования
3. Типы валютных режимов
1. Валютное регулирование представляет собой форму
осуществления валютной политики государства, направлен¬
ной на укрепление валютно-финансового положения страны,
поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и
кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за
рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение
иностранного капитала, укрепление национальной валюты
и т.д.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-Л «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ) раскрывает содержание валютного регулирования и валютного контроля, устанавливает порядок проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, определяет компетенцию органов власти, права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля, устанавливает ответственность субъектов валютных отношений за нарушение валютного законодательства. :
2. К основным элементам валютного регулирования отно¬
сятся:
■ установление порядка проведения валютных операций;
■ определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;
■ валютный контроль.
3. Для проведения валютной политики внутри страны и за
рубежом государство может использовать три типа валютных
режимов:
У государственной валютной монополии;
валютного государственного регулирования;
V свободно конвертируемой валюты

Вопрос 84. Субъекты валютных правоотношений
1. Классификация субъектов валютных правоотношений
2. Резиденты
3. Нерезиденты
1. Российское законодательство делит субъектов, дейст¬
вующих на валютном рынке РФ, на две группы: резиденты и
нерезиденты. Основными критериями разделения субъектов
валютных правоотношений являются:
• создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств; ,
• их местожительство или местонахождение.
2. В соответствии со ст. 1 закона РФ от 9 октября 1992 г.
№ 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»
(в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ) к резидентам относятся:
/ физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
: V юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ;
/предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением в РФ;
, /дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;
/ находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.
3. К нерезидентам относятся:
/ физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
/ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
/ предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ;

/находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
/ находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.
Вопрос 85. Объекты валютных правоотношений
1. Виды объектов валютных правоотношений
2. Валюта Российской Федерации
3. Ценные бумаги в валюте Российской Федерации
4. Иностранная валюта
5. Валютные ценности
1. В соответствии с законом РФ от 9 октября 1992 г.
№ 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»
(в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ) объектами валютных
правоотношений являются:
■ валюта Российской Федерации;
■ ценные бумаги в валюте Российской Федерации;
■ иностранная валюта;
■ валютные ценности.
2. Понятие «валюта Российской Федерации» охватывает:
• находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;
• средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.
3. Ценные бумаги в валюте Российской Федерации представ¬
ляют собой платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы
и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые
обязательства, выраженные в рублях.
4. 'Иностранной валютой являются:
/ денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
/средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
5. В понятие «валютные ценности» входят:
/ иностранная валюта;
/ ценные бумаги в иностранной валюте — платежные до¬кументы (чеки, векселя,, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
/ драгоценные металлы — золото, серебро, платина и ме таллы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
/ природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома" таких изделий.
Вопрос 86. Валютные операции
1. Понятие валютных операций
2. Виды валютных операций
3. Текущие валютные операции
4. Валютные операции, связанные с движением капитала
5. Валютные ограничения
1. Ст. 1 закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валют¬ном регулировании и валютном контроле» (в ред..ФЗ от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ) относит к валютным операциям:
■ операции, связанные с переходом права собственности иных прав на валютные ценности, в том числе операции,
связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
■ ввоз и пересылку в Российскую Федерацию, а также вы¬воз и пересылку из Российской Федерации валютных ценностей;
■ осуществление международных денежных переводов.
2. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами
в иностранной валюте подразделяются на текущие и валютные
операции, связанные с движением капитала.
Текущие операции направлены на обслуживание экспорт¬но-импортных торговых операций (их оплату, в том числе и получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, переводы и т.д.).
Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложения российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну.
3. Под текущими валютными операциями понимаются:
/переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осу¬
ществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и им¬
порту товаров, работ и услуг, а также для осуществления рас¬
четов, связанных с кредитованием экспортно-импортных опе¬
раций на срок не более 180 дней;
/ получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
/ переводы в РФ И из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
/ переводы не торгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
4. Под валютными операциями, связанными с движением
капитала, понимаются:
/ прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
/ портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг
/ переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, от¬носимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
/ предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
/ предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
/ все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
5. По текущим валютным операциям и по операциям, связанным с движением капитала, могут применяться валютные ограничения, под которыми понимаются законодательные или административные запрещение лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами.
К разновидностям валютных ограничений можно отнести:
• централизацию валютных операций в центральных банках;
• лицензирование валютных операций;
• полное или частичное блокирование валютных счетов;
• обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному иди уполномоченным банкам;
• ограничения обратимости валют и т.д.
Вопрос 87. Лицензирование валютных операций
1. Виды валютных лицензий
2. Внутренняя лицензия
3. Расширенная внутренняя лицензия
4. Генеральная лицензия
1. В соответствии со ст. 5 федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред.
ФЗ от 8 июля 1999 г. 136-ФЗ) для осуществления банковских валютных операций кредитные' организации должны получить лицензию Центрального банка Российской Федерации.
Лицензии, выдаваемые кредитным организациям, подразделяются на внутренние, расширенные внутренние и генеральные лицензии.
2. Внутренние лицензии предоставляют кредитным организациям право на совершение следующих банковских опера¬ций в иностранной валюте на территорий Российской Феде-рации:
• открытие и ведение счетов в иностранной валюте юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), а также рублевых счетов нерезидентов;
• проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банка в иностранной валюте в форме документарного аккредитива, инкассо, банковского перевода и других формах;
• валютное обслуживание физических лиц (резидентов и нерезидентов);
• приобретение и продажу иностранной валюты за рубли у юридических лиц (резидентов и нерезидентов);
• привлечение и размещение средств в иностранной валю¬те юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в форме кредитов, депозитов и других формах.

3. Получив расширенную внутреннюю лицензию, кредит¬ные организации вправе помимо указанных операций устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками.
4. Генеральная лицензия предоставляет кредитной организации право на совершение всех операций, установленных федеральным законом «О банках и банковской деятельности», в иностранной валюте как на территории Российской Феде¬рации, так и за границей, в том числе право открывать филиалы за рубежом и (или) приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов.
Вопрос 88. Обязательная продажа валютной выручки
1. Правовое регулирование обязательной продажи валют¬ной выручки
2. Исключения из обязательной продажи валютной выручки
3. Порядок обязательной продажи валютной выручки
1. Отношения в сфере обязательной продажи части валют¬
ной выручки регулируются указом Президента Российской
Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении
порядка обязательной продажи части валютной выручки и взи¬
мания экспортных пошлин» (в ред. указа Президента РФ от
15 марта 1999 г. № 334), инструкцией Центрального банка
Российской Федерации от 29 июня 1992 г. № 7 «О порядке
обязательной продажи предприятиями, объединениями части
валютной выручки через уполномоченные банки и проведения
операций на внутреннем валютном рынке Российской Феде¬
рации» (в ред. указаний ЦБ РФ от 18 июня 1999 г. № 580-у) и
другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с указанными правовыми актами пред¬приятия независимо от форм собственности, включая пред¬приятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курса рубля на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России — в валютный резерв Банка России.
В настоящее время курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже.
2. Инструкция Банка России определяет перечень поступле¬
ний в иностранной валюте, не подлежащих обязательной продаже:
/ взносы в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;
/ привлеченные кредиты (депозиты, вклады), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;
/ пожертвования на благотворительные цели;
/ валютная выручка организаций, осуществляющих продажу товаров (работ, услуг) на территории Российской Феде¬рации на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации и др.
3. Установлен следующий порядок обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки.
Каждому предприятию в уполномоченном банке открываются два счета:
г* транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте. Сначала все валютные поступления зачисляются на этот счет;
-» текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
После зачисления уполномоченный банк обязан не позднее следующего рабочего дня известить об этом предприятие. По поручению предприятия на продажу части валютной выручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий валютный счет банк совершает данные операции. В случае, если предприятие не представило банку поручения на продажу валюты в течение 14 дней с момента ее зачисления на транзитный счет, банк, являясь агентом валютного контроля, обязан продать 50% валютной выручки пред¬приятия по своей инициативе.
Вопрос 89. Виды рублевых счетов нерезидентов
1. Общие положения
2. Рублевые счета типа «Т»
3. Специальные рублевые счета типа «И»
4. Счета физических лиц-нерезидентов
1. В соответствии с инструкцией Банка России от 16 июля 1993 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Феде¬рации» (в ред. указаний ЦБ РФ от 30 июня 1999 г. № 595-у) нерезиденты могут иметь три вида рублевых счетов: счет типа
I («текущие») специальные счета типа «И» (инвестиционные) и счета физических лиц-нерезидентов.
2. Рублевые счета типа «Т» открываются следующим категориям нерезидентов:
• предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим ил территории РФ филиалы и представительства; ,
• банкам и иным кредитным учреждениям, имеющим на территории РФ свои представительства;
• международным организациям, имеющим на территории РФ свои представительства и филиалы;
• иностранным дипломатическим, торговым и иным официальным представительствам.
Данный тип счета открывается для обслуживания экспорт¬но-импортных операций перечисленных субъектов, а также для обеспечения деятельности их филиалов и представительств.
Нерезиденты, не имеющие на территории России филиалов и представительств, а также физические лица-нерезиденты могут осуществлять текущие платежи в рублях через счета, открытые ими в банках-нерезидентах.
Инструкция Центрального банка РФ определяет исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по рублевому счету типа «Т». К ним относятся зачисление на счет:
/ средств, поступивших от резидентов за поставленные в РФ товары (выполненные работы, оказанные услуги);
/выручки в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
/ кредитов в рублях;
/ средств, полученных от реализации различных ценных
бумаг и др. . . -:
Владельцы счетов типа «Т» не вправе осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Рос¬сии за счет средств, находящихся на этом счете, и переводить какие-либо суммы на счета типа «И».
3. Юридические лица-нерезиденты в целях осуществления 111 (инвестиционной деятельности имеют право открывать в уполномоченных банках Российской Федерации специальные рублевые счета типа «И». Инструкция Банка России дает исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по рублевому счету типа «И». На счета данного типа могут зачисляться:
выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
Дивиденды по акциям, проценты по облигациям;
У средства, причитающиеся владельцу счета от реализации активов ликвидированных предприятий;
У суммы от реализации акций, долей участия, являющихся объектами иностранных инвестиций на территории РФ и др.
Средства со счетов типа «И» могут перечисляться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; приобретения приватизируемых предприятий, предприятии с иностранными инвестициями или их акций и иных целей.
Запрещается:
* зачисление на рублевые счета типа «И» средств, полученных их владельцами в кредит;
* предоставление кредита за счет средств, находящихся на рублевых счетах типа «И»;
» переводить средства на рублевые счета типа «И» со счетов типа «Т» и рублевых корреспондентских счетов банков-не¬резидентов;
-» переводить средства на другие рублевые счета типа «И», рублевые корреспондентские счета банков не резидентов и счета типа «Т», открытые на имя других лиц;
-» использовать средства, находящиеся на счетах типа «И», для покупки депозитных сертификатов банков и различных облигаций (включая государственные).
4. Физические лица не резиденты вправе открывать в российских уполномоченных банках рублевые счета, которые используются для зачисления их личных доходов в рублях и оп-латы текущих рублевых расходов во время их проживания на территории РФ. Банки не резиденты не вправе осуществлять подобные операции. С этих счетов не могут оплачиваться рас¬ходы, связанные с инвестиционными операциями.
Банки контролируют соблюдение правового режима счетов физических лиц не резидентов, в случае необходимости требуют от вкладчиков представления нужной документации.
Вопрос 90. Валютный контроль
1. Цель валютного контроля
2. Направления валютного контроля
3. Субъекты валютного контроля
4. Органы и агенты валютного контроля
5. Полномочия органов и агентов валютного контроля
1. Правовые основы регулирования валютного контроля в
Российской Федерации установлены законом РФ от 9 октября
1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном
контроле» (в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ).
Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
2. Основными направлениями валютного контроля являются:
■ определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
■ проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по 111 и >даже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
■ проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
■ проверка полноты и объективности учета и отчетности ПО валютным операциям, а также по операциям не резидентов и кал юте Российской Федерации.
3. Валютный контроль в Российской Федерации осуществ-
ляется двумя видами субъектов:
органами валютного контроля; агентами валютного контроля.
4. Органами валютного контроля в Российской Федерации
Являются Центральный банк Российской Федерации, а также
Правительство Российской Федерации в лице федеральных
Органов исполнительной власти.
Агентами валютного контроля являются организации, некоторые и соответствии с законодательными актами Российской
Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
5. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и не резидентами в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
• осуществляют контроль 'за проводимыми в Российской Федерации резидентами и не резидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
• проводят проверки валютных операций резидентов и не¬резидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и не резидентов.
Вопрос 91. Характеристика органов валютного контроля
1. Общие положения
2. Полномочия Центрального банка Российской Федерации
3. Полномочия Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю
4. Полномочия Государственного таможенного комитета РФ
1. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
2. Основным органом валютного регулирования является
Центральный банк Российской Федерации, который:
• определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
• издает нормативные акты, обязательные к исполнению и Российской Федерации резидентами и не резидентами;
• проводит все виды валютных операций;
• устанавливает правила проведения резидентами и не резидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения не резидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
• устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов н иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

• устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
• готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам
и др.
3. Федеральная служба России по валютному и экспортному
контролю была образована в соответствии с постановлением
11р;правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валют-
I к л о экспортного контроля и о развитии валютного рынка» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 783).
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:
• контролирует соблюдение резидентами и не резидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
♦ осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешне¬экономическим операциям;
♦ участвует в контроле за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
♦ осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
♦ организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а так¬же проверки операций не резидентов в валюте Российской Федерации;
♦ контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;
♦ проводит анализ и обобщает практику валютного и экс¬портного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
♦ обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
♦ осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления возложенных функций Федеральная служба имеет право:
♦ получать от органов и агентов валютного и экспортного
контроля необходимую информацию и документы

• проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом ва-лютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
• ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях не¬представления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
• иные права, предусмотренные законодательством.
4. Ст. 128 Таможенного кодекса РФ называет Государственный таможенный комитет РФ органом валютного контроля.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты Российской Федерации, ценных бумаг и валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также 1л валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Вопрос 92. Ответственность за нарушение валютного законодательства
1. Виды ответственности
2. Виды нарушений валютного законодательства . Ответственность должностных лиц
. Порядок взыскания штрафов и иных санкций
1. Ответственность за нарушение валютного законодательства установлена ст. 14 закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. 3 от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ) в виде:
■ взыскания в доход государства всего полученного по не¬действительным в силу настоящего Закона сделкам;
■ взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
2. Резиденты и не резиденты несут ответственность за:
• отсутствие учета валютных операций;
• ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;
• непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в виде штрафов в пределах суммы, которая: а) не была учтена; б) была учтена ненадлежащим образом; в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и не резиденты несут ответственность в виде:
• взыскания в доход государства сумм, указанных в п. 1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
• приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или не резидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
• других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лицнерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
4. Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:
с юридических лиц — в бесспорном порядке; с физических лиц — в судебном порядке

Вопрос 93. Расчетные правоотношения
I Понятие расчетных правоотношений
2. Условия расчетных отношений между юридическими лицами
3. Правовые основы расчетных отношений
4. Компетенция Банка России в области расчетных отношений

1. Расчетными правоотношениями являются опосредствованные нормами права отношения, связанные с осуществлением расчетов между сторонами возмездного имущественного отношения при участии кредитной организации. Расчетными право¬отношениями являются также правоотношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
2. Основные условия расчетных отношений между юридическими лицами сводятся к следующему:

■ расчетные операции осуществляются, как правило, через коммерческие банки с открываемых юридическими лицами расчетных и иных счетов;
■ все расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном по¬рядке;
■ формы безналичных расчетов определяются в соответствии с законодательными актами и нормативными актами 11,1-1 (трального банка РФ. Предприятия могут выбирать любую и I установленных форм расчетов, исходя из собственных интересов;
■ списание средств со счета предприятия может производиться банком только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
■ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств, находящихся на счете предприятия, и устанавливать другие не предусмотренные законодательными актами или договором его права.
Категория: Лекции по финансовому праву | Добавил: осень
Просмотров: 1424 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Лекции по финансовому праву [14]
Ситуационные задачи по финансовому праву [0]
Тестирование по финансовому праву [0]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0