Каталог файлов

Главная » Файлы » Финансовое право » Лекции по финансовому праву

лекция
25.02.2012, 21:59
Вопрос 34. Бюджетная классификация
1. Понятие бюджетной классификации
2. Структура бюджетной классификации
3. Пределы применения бюджетной классификации
1. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (вред. ФЗ от 26 марта 1998 г. № 40-ФЗ) дает определение бюджетной классификации Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
2. Бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
ведомственную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов РФ;
классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации.
3. Ст. 1 федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее различных частей.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации, функциональная, экономическая классификации расходов, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов РФ являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидированных бюджетов всех уровней. При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации используются при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета.
Вопрос 35. Стадии бюджетного процесса
1. Перечень стадий бюджетного процесса
2. Стадия составления проекта бюджета
3. Рассмотрение проекта бюджета
4. Стадия утверждения бюджета
5. Стадия исполнения бюджета
6. Стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета
1. Бюджетный процесс состоит из пяти стадий: w стадия составления проекта бюджета;
^ рассмотрение проекта бюджета; стадия утверждения бюджета;
ч-* стадия исполнения бюджета;
'** стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
2. В соответствии со ст. 16 закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (в ред. ФЗ от 31 июля 1995 г. № 118- ФЗ) составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ.
Решение о составлении проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Организация работы по составлению проекта федерального бюджета возлагается на Правительство РФ. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти осуществляют детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» обязывает Правительство РФ не позднее чем за семь месяцев до начала финансового года организовать работу по доведению до представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.
Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.
Бюджетное законодательство устанавливает, что в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов РФ соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган, а исполнительные органы власти субъектов РФ — в Правительство РФ необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
3. Стадия рассмотрения проекта бюджета регламентируется законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», а также положениями о бюджетном процессе, принимаемыми представительными органами власти соответствующих территорий.
На данном этапе исполнительный орган власти или местного самоуправления вносит в соответствующий орган представительной власти проект бюджета для его рассмотрения и санкционирования бюджетных расходов.
После принятия проекта федерального бюджета к рассмотрению Государственной Думой он направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты Государственной Думы и другие субъекты права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
4. Стадия утверждения бюджета начинается с рассмотрения уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения.
Бюджетное законодательство предусматривает следующий порядок утверждения проекта федерального бюджета. После четырех чтений проект федерального бюджета рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы с целью проведения голосования. Принятый Государственной Думой фе
деральный закон «О федеральном бюджете на ... год» в соответствии со ст. 105—107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
В случае непринятия проекта федерального закона о федеральном бюджете до 1 января года, на который принимается бюджет, федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети произведенных расходов за IV квартал предшествующего года.
5. Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетное законодательство возлагает исполнение бюджета на соответствующие исполнительные органы власти.
Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и в финансировании запланированных бюджетом расходов.
Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.
Ст. 27 закона РФ «Об основах бюджетных прав...» устанавливает, что контроль за исполнением бюджета и расходованием средств внебюджетных фондов, а также средств валютного фонда осуществляет соответствующий представительный орган власти, который самостоятельно определяет организационные формы осуществления такого контроля в соответствующем Положении о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования.
6. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. В соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.
Вопрос 36. Бюджетные кредиты
1. Понятие бюджетного кредита
2. Понятие распорядителя бюджетных кредитов
3. Главные распорядители бюджетных кредитов
4. Нижестоящие распорядители бюджетных кредитов
1. Бюджетные кредиты — это безвозмездные и безвозвратные ассигнования из бюджета по соответствующим статьям расходов бюджетов с поквартальным распределением.
Право на получение бюджетных кредитов возникает с момента утверждения росписи доходов и расходов, составляемой финансовыми органами после утверждения бюджета.
2. Бюджетное законодательство, преследуя цели более эффективного использования бюджетных средств, ввело институт распорядителей бюджетных кредитов.
Распорядитель бюджетных кредитов — это должностное лицо, которое распределяет выделенные бюджетные средства подчиненным ему нижестоящим распорядителям бюджетных кредитов, а также расходует часть выделенных ему бюджетных средств на содержание аппарата и выполнение своих управленческих функций.
По объему предоставленных прав распорядители бюджетных кредитов делятся на главных и нижестоящих.
3. Главными распорядителями бюджетных кредитов являются руководители соответствующих федеральных и республиканских министерств, ведомств, руководители исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований (органов местного самоуправления).
Главные распорядители бюджетных кредитов получают кредиты от финансовых органов и распределяют их между нижестоящими распорядителями бюджетных кредитов. На главных руководителей возлагается ответственность перед исполнительными органами власти за использование бюджетных кредитов.
4. Нижестоящие распорядители кредитов подразделяются на две группы.
К первой группе относятся руководители, которые получают бюджетные кредиты как на расходы руководимой ими организации, так и для перераспределения между подведомственными организациями.
Во вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов входят руководители организаций, получающие бюджетные кредиты только на потребности своих организаций.
Вопрос 37. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
1. Цели государственных внебюджетных фондов
2. Виды государственных внебюджетных фондов
3. Контроль за внебюджетными фондами
1. Законодательство Российской Федерации предусматривает создание особых, внебюджетных фондов денежных средств. Их целью является аккумуляция денежных средств и направление их на развитие или в качестве материальной поддержки социально-экономических и культурных сфер общественных отношений.
Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов власти. Фонды имеют обособленные источники формирования. Денежные средства внебюджетных фондов находятся в государственной собственности и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Основными федеральными внебюджетными фондами в Российской Федерации являются Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Часть внебюджетных фондов (например, Федеральный дорожный фонд) входят в состав федерального бюджета отдельной строкой.
2. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:
/ экономические;
/ социальные.
В. соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды делятся на:
/ федеральные;
/ региональные;
/ местные.
3. Финансовые органы осуществляют контроль над формированием внебюджетных фондов, распределением денежных средств из этих фондов, определением объектов финансирования и т.д.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (в ред. постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643), осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ 27 августа 1993 г. № 864 (в ред. постановления Правительства РФ от 11 февраля 1995 г. № 135), органам Федерального казначейства предоставлены определенные полномочия по управлению внебюджетными фондами. Главной задачей единой централизованной системы Федерального казначейства служат организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, а также регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, оно представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по республиканскому бюджету РФ, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы России.
Вопрос 38. Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Правовой режим Пенсионного фонда РФ
2. Задачи Пенсионного фонда РФ
3. Источники образования Пенсионного фонда РФ
4. Структура Пенсионного фонда РФ
1. Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ).
В соответствии с п. 1 Положения Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет ПФР ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Денежные средства ПФР являются государственной собственностью. ПФР формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.
2. Положение называет следующие основные задачи Пенсионного фонда:
целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования;
организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в ПФР;
развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов;
осуществление межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
3. К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
У страховые взносы работодателей;
/ страховые взносы граждан РФ;
У ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсии и различных видов пособий;
/ средства, возмещаемые ПФР Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.
4. Согласно п. 7, 8 Положения руководство ПФР осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.
Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определяет перспективные и текущие задачи фонда; утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, утверждает структуру и штаты ПФР.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы и сведения, относящиеся кдеятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
Вопрос 39. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования
1. Правовая основа Фонда обязательного медицинского страхования
2. Задачи Фонда обязательного медицинского страхования
3. Источники формирования Фонда обязательного медицинского страхования
4. Договор медицинского страхования
5. Страховые медицинские организации
6. Права и обязанности страховых медицинских организаций
1. В соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ) были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой базой функционирования данных фондов являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1. Л
Федеральный фс^нд создается Правительством РФ, а территориальные фондЦ1 образуются представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации.
2. Главной задачей деятельности фондов обязательного медицинского страхования является реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан.
3. В соответствии с Положениями источниками образования федерального и территориальных фондов являются:
/ страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование;
/ бюджетные ассигнования на обязательное медицинское страхование неработающих граждан;
/ иные поступления.
Полученные средства используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, медикаментов и т.д.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.
4. Медицинское страхование осуществляется в форме договора., заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное. Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
5. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (т.е. лицензию) на право заниматься такой деятельностью. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность индивидуально либо коллективно.
6. Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право:
свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, по их вине причиненного застрахованному.
Страховая медицинская организация обязана:
заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.
Вопрос 40. Характеристика Федерального дорожного фонда Российской Федерации
1. Общие положения
2. Средства Федерального дорожного фонда
3. Средства территориальных дорожных фондов
4. Источники образования дорожных фондов
1. Законодательством Российской Федерации в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования предусмотрено формирование дорожных фондов. Определяются назначение дорожных фондов, порядок их использования и источники образования; установлены размеры налога на пользование автомобильными дорогами, налога с владельцев транспортных средств, льготы по налогу, а также ответственность в случае неуплаты налогов.
Все денежные средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов находятся в государственной собственности. Они имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Порядок образования и использования дорожных фондов определяется органами государственной власти Российской Федерации, республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований.
2. Средства Федерального дорожного фонда направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на
управление дорожным хозяйством. Из этого фонда могут выделяться субвенции и дотации на выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов.
3. Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также затрат на управление дорожным хозяйством.
4. Источниками образования дорожных фондов являются федеральные и территориальные налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, налоги с пользователей автомобильных дорог, налоги на приобретение автотранспортных средств, налоги с владельцев транспортных средств.
От уплаты налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования.
В дорожные фонды могут направляться средства, получаемые от проведения займов, лотерей, продажи акций, отчисления от поступлений в виде штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников.
Категория: Лекции по финансовому праву | Добавил: agent007
Просмотров: 947 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Лекции по финансовому праву [14]
Ситуационные задачи по финансовому праву [0]
Тестирование по финансовому праву [0]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0