Каталог файлов

Главная » Файлы » Финансовое право » Лекции по финансовому праву

с. 134-154
28.01.2012, 14:16
Вопрос 62. Страхование как институт финансовой сис¬темы
1. Понятие страхования
2. Формы страхования
3. Классификация страхования

1. В соответствии с законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (вред. ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ) страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

2. Ст. 3 Закона устанавливает, что страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.
Добровольное страхование осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования, заключаемых между гражданином или юридическим лицом (страхователем) и страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс РФ закрепляет определение договора имущественного страхования (ст. 929) и договора личного страхования (ст. 934).
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Оно осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования, со страховщиком. Обязательное страхование может осуществляться за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации либо за счет страхователей.
3. При проведении классификации страхования в ее основу могут быть положены различные критерии.
По организационному признаку страхование подразделяется на:
• внутреннее (ограниченное);
• внешнее;
• смешанное.
По объекту страхования страховые отношения подразделяются на:
• имущественное страхование;
• личное страхование;
• страхование ответственности;
• страхование предпринимательского риска.

Вопрос 63. Страховое право
1. Понятие страхового права
2. Источники страхового права
3. Государственное регулирование страховой деятельности

1. Страховое право — раздел финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств.

2. Источниками страхового права являются: Конституция РФ, законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты.
Ст. 72 Конституции Российской Федераций относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий.
Основными нормативными актами, регулирующими страховые отношения, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 929— 970), закон РФ от27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ), закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ).
Определенные нормы, посвященные страховым отношениям, содержатся в законах: «О залоге», «Об охране окружающей среды», «О банках и банковской деятельности», «О государственных пенсиях» и т.д.
Среди указов Президента РФ следует выделить: указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (в ред. указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 866) и указ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования».
Правительством РФ были утверждены Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций от 29 марта 1994 г. и другие нормативные акты, регулирующие отношения по страхованию.
3. В 1992 г. в соответствии с указом Президента РФ была создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью. В соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. № 353, на Федеральную службу возлагались следующие функции:
• выдача страховщикам лицензий на осуществление стра¬ховой деятельности;
• ведение единого Государственного реестра страховщи¬ков, их объединений, реестра страховых брокеров;
• осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
• установление Правил формирования и размещения страховых резервов;
• разработка нормативных актов и методических документов по вопросам страхования;
• обобщение практики страховой деятельности и др.
В 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была преобразована в Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов РФ.
Министерство финансов Российской Федерации имеет право:
• на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;
• на осуществление проверок соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой отчетности;
• при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства давать предписания по их устранению;
• приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика до устранения выявленных нарушений либо отзывать лицензию;
• обращаться в Арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.

Вопрос 64. Страховые правоотношения
1. Понятие страхового правоотношения
2. Субъекты страхового правоотношения
3. Объекты страхования
4. Страховая премия
5. Страховой случай

1. Страховые правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие между страховщиком и страхователем в процессе создания и использования страховых фондов денежных средств, урегулированные нормами страхового права.

2. Страховщиками являются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договор страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Выгодоприобретателем в страховых правоотношениях является физическое или юридическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования.

3. Объектами страхования в соответствии со ст. 4 закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ) являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные:
• с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
• с владением, пользованием, распоряжением имуществом;
• с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.
Гражданский кодекс РФ к перечисленным объектам страхования добавляет риск убытков от предпринимательской деятельности (предпринимательский риск).
В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

4. Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования.
5. Страховой случай — предусмотренные договором страхования события, при наступлении которых страхователю (выгодоприобретателю) выплачивается обусловленная договором страховая сумма.

Вопрос 65. Характеристика имущественного страхования

1. Понятие договора имущественного страхования
2. Объекты имущественного страхования
3. Существенные условия договора страхования
4. Досрочное прекращение договора страхования

1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) выплатить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), страховое возмещение в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Значение имущественного страхования состоит в возмещении ущерба, возникшего вследствие страхового случая.

2. Ст. 929 ГК РФ понимает под объектом имущественного страхования имущественные интересы, связанные:
• с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;
• с риском гражданской ответственности;
• с предпринимательским риском и др.

3. Гражданский кодекс РФ устанавливает существенные условия договора страхования. При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
• об определенном имуществе или имущественном инте¬ресе, являющемся объектом страхования;
• о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
• о размере страховой суммы;
• о сроке действия договора.
В соответствии с ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.
Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Исключение составляет договор обязательного государственного страхования.
Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

4. В ГК РФ предусматриваются обстоятельства, при которых возможно досрочное прекращение договора страхования. К ним относятся:
• гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая;
• прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим связанные с этой деятельностью риски.
Гражданское законодательство регламентирует основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, порядок перехода к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация) и др.

Вопрос 66. Взаимодействие страховщиков
1. Формы взаимодействия страховщиков
2. Сострахование
3. Перестрахование
4. Объединения страховщиков
5. Страховой пул

1. Российское страховое законодательство предусматривает несколько правовых форм взаимодействия страховщиков: сострахование, перестрахование, объединения страховщиков.

2. В соответствии со ст. 12 закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Фе¬дерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ) и ст. 953 ГК РФ объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого состраховщика.

3. Перестрахованием является страхование одним стра¬ховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).
Ст. 967 ГК РФ определяет права и обязанности сторон при заключении договора перестрахования. Договор перестрахования представляет собой соглашение сторон о том, что риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, при¬нятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

4. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов, осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства РФ.
Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью, действуют на основании устава и приобретают права юридического лица только после государственной регистрации.
5. В соответствии с Положением о страховом пуле, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г., под страховым пулом понимается добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическими лицами, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения, создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности.

Вопрос 67. Правовое регулирование государственных расходов
1. Понятие государственных расходов
2. Фонды государственных расходов
3. Осуществление государственных расходов
4. Способы осуществления государственных расходов
1. Государственные расходы представляют собой деятельность государства по использованию денежных средств бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, установленные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.
Размер государственных расходов определяется при утверждении финансово-плановых актов на следующий финансовый год. Содержание и структура расходов государства зависят от конкретных задач, поставленных государством на следующий финансовый год.
2. Государственные расходы осуществляются из фондов:
• централизованных — бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды;
• децентрализованных — фондов государственных предприятий и организаций.
3. Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства согласно финансово-плановым актам, утверждаемым соответствующими представительными и исполнительными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Бюджетная классификация подразделяет расходы бюджетов на функциональные, экономические, ведомственные, финансирование дефицитов бюджетов и т.д.
4. Государственные расходы осуществляются следующими способами:
• финансированием;
• путем предоставления ссуд и кредитов.

Вопрос 68. Финансирование
1. Понятие финансирования
2. Принципы финансирования
3. Формы финансирования
4. Финансирование государственных унитарных предприя¬тий
5. Финансирование государственных бюджетных учрежде¬ний

1. Финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление государством денежных средств в разных формах предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления их текущей деятельности. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, а также предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
2. Финансирование осуществляется на основе следующих принципов: целенаправленность, финансирование в меру выполнения работ, услуг и соблюдение финансовой дисциплины.
Принцип целенаправленности закрепляет положение, согласно которому все расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование в меру выполнения работ и услуг означает, что средства выделяются в соответствии с фактическим выполнением работ и услуг, их количественными и качественными показателями.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает условием правильного и законного расходования денежных средств.
3. Финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах:
• финансирование государственных унитарных предприятий;
• финансирование государственных бюджетных учреждений.

4. Государственные унитарные предприятия создаются по решению уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество. Они владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, покрывают свои производственные и непроизводственные расходы за счет собственных доходов либо банковского кредита. Финансирование их расходов может осуществляется только на определенные законом цели: расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводству минерально-сырьевой базы, конверсии оборонной промышленности, инвестиции и т.д.
Финансирование государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий), осуществляется как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.
5. Финансирование государственных бюджетных учреждений (бюджетная сфера) имеет некоторые особенности. Данные учреждения относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных учреждений состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К таким учреждениям и организациям относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и оборона страны, на которые распространяется сметно-бюджетное финансирование.
Вопрос 69. Сметно-бюджетное финансирование
1. Понятие сметно-бюджетного финансирования
2. Понятие и значение сметы
3. Виды смет
4. Структура сметы .
5. Нормы расходов

1. Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т.е. учреждениям и организациям, действующим в отраслях непроизводственной сферы, — обороне, органах государственного управления, социально-культурном блоке (бюджетной сфере).
Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами.
2. Смета — финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование бюджетных учреждений и организаций.
Смета действует в течение финансового года — с 1 января до 31 декабря.
3. Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности.
Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.
4. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона.
Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт).
Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

5. Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по:
• юридическим свойствам на обязательные и необязательные нормы:
— обязательные нормы, которые при применении не подлежат изменениям (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты);
— необязательные нормы, которые при применении можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирования (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление);
• по содержанию на материальные и денежные нормы:
— материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов;
— денежные нормы отражают стоимость материальных (натуральных) норм расходов;
• по степени охвата затрат на индивидуальные и комбинированные нормы:
—индивидуальные нормы расходов предусматривают расходы только на одну цель и используются при составлении индивидуальных смет;
— комбинированные нормы представляют собой совокупность индивидуальных норм по определенному показателю.

Вопрос 70. Расходы на социально-культурные мероприятия
1. Общие положения
2. Финансирование образования
3. Финансирование подготовки кадров
4. Финансирование средств массовой информации
5. Финансирование здравоохранения
6. Финансирование социального обеспечения

1. Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования выступают социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
В нынешних условиях государство выделяет на данные цели явно недостаточно средств, финансирует их по остаточному принципу, что приводит к сокращению всей этой сферы деятельности государства.
2. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Установлен порядок, по которому не использованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.
Порядок финансирования государственного, муниципального образовательного учреждения определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.
Расходы на содержание учебного заведения складываются главным образом из заработной платы профессорско-преподавательскому составу и административно-хозяйственному персоналу, стипендий студентам, затрат по производственной практике и командировкам, приобретение учебников и научной литературы и т.д.

3. В условиях развития рынка особое значение приобретают подготовка и переподготовка кадров высшей и средней квалификации. Приватизация государственных и муниципальных предприятий, рост безработицы, создание коммерческих структур и соответственно новых рабочих мест требуют новых социально-экономических и технических знаний, постоянного повышения квалификации. В настоящее время широкое развитие получает поствузовское образование. При государственных университетах и институтах, а также на самостоятельной основе создаются институты, факультеты, специальные отделения, колледжи, курсы и т.п., которые организуют платное обучение и за счет этих средств сами содержат себя.
4. Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение. Объясняется это тем, что значительная часть средств массовой информации, в том числе радио и телевидение, действуют на платной коммерческой основе и соответственно имеют собственные значительные финансовые средства, а та часть расходов, которая не покрывается собственными доходами, обеспечивается за счет государственной поддержки, т.е. финансируется за счет бюджетных средств. У данных учреждений финансовые отношения строятся по методу баланса.
5. Расходы на здравоохранение занимают важное место в общем объеме финансирования социально-культурных мероприятий и складываются из затрат на содержание лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений и проведение соответствующих мероприятий, детских профилактических и противоэпидемических учреждений и проведение соответствующих мероприятий.
6. Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов, главным образом Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ и Фонда обязательного медицинского страхования. За счет Пенсионного фонда РФ выплачиваются пенсии; производятся компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу; выплата ритуальных пособий и др.
Из Фонда социального страхования РФ финансируются следующие страховые мероприятия: выплата пособий, включающих в себя пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам; по уходу за ребенком до определенного возраста; при рождении ребенка; на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей.
Государственный фонд занятости населения РФ предназначен для оказания помощи безработным и финансирования мероприятий, связанных с безработицей. Он расходуется на профессиональное обучение и социальную адаптацию; организацию общественных работ, поддержку рабочих мест и др.
Вопрос 71. Расходы на оборону
Расходы на оборону входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Они направляются на содержание Вооруженных Сил, на закупки вооружений и военной техники, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим и расходы Министерства по атомной энергии.
Деятельность государства по обороне страны является важным фактором укрепления его независимости и могущества.
Конституция Российской Федерации провозглашает:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом...» (ст. 59).
Денежные средства, выделяемые Российской Федерацией на оборону, предусматриваются сметой Министерства обороны РФ и направляются на содержание всех родов войск. Они расходуются на оплату вооружения, боеприпасов, техники, горючего, продовольствия, предметов, необходимых для обеспечения боевой подготовки; на содержание военных учебных заведений и личного состава военнослужащих и т.д.
В настоящее время выделение бюджетных средств на оборону страны осуществляется в недостаточном размере, что затрудняет проведение реформы Вооруженных Сил и повышение уровня их боевой подготовки.
Расходы на оборону предусматриваются в разделе «Национальная оборона» в расходной части федерального бюджета.

Вопрос 72. Расходы на содержание аппарата государст¬венного управления
1. Условия эффективной деятельности аппарата государст¬венного управления
2. Лимитирование расходов
3. Смета органа государственного управления

1. Главными условиями, определяющими эффективную деятельность аппарата государственного управления, являются уровень общего образования, профессиональная подготовка кадров и применение электронно-вычислительной техники. Необходимо добиваться наибольшего результата в управлении при наименьших затратах в условиях рыночных отношений. Важное место в перечне условий, влияющих на деятельность аппарата управления, занимает правовое регулирование порядка осуществления его административно-управленческих расходов.
2. Государство осуществляет лимитирование расходов на содержание всех органов государственного управления Российской Федерации. Президент РФ и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в данной сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, а также в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.
3. Общим условием регулирования управленческих расходов является наличие сметы органа государственного управления. Данная смета включает в себя следующие виды расходов:
• заработная плата;
• текущие расходы (канцелярские и хозяйственные, почтово-телеграфные, телефонные и типографские);
• расходы по командировкам и служебным разъездам;
• содержание и ремонт оборудования и инвентаря;
• капитальный ремонт зданий и сооружений, принадлежащих органам управления;
• содержание транспорта, обслуживающего орган управления.

Вопрос 73. Финансирование государственных капитальных вложений
1. Правовое регулирование финансирования государственных капитальных вложений
2. Источники финансирования государственных капитальных вложений
3. Открытие финансирования государственных капитальных вложений
4. Документы, необходимые для оформления финансирования государственных капитальных вложений
1. Одним из важнейших правовых актов, регламентирующих финансирование государственных капитальных вложений, является Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220.
2. Ст. 9 Временного положения в качестве источников финансирования государственных капитальных вложений называет следующие:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;
• заемные финансовые средства инвесторов или переданные им средства;
• привлеченные финансовые средства инвесторов;
• финансовые средства, централизуемые в установленном порядке объединениями (союзами) предприятий;
• средства внебюджетных фондов;
• средства федерального бюджета и субъектов РФ;
• средства иностранных инвесторов.

3. Для открытия финансирования государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, государственные заказчики представляют в Министерство финансов Российской Федерации выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов государственных капитальных вложений, государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд. Государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной основе для финансирования государственных капитальных вложений, заказчикам (застройщикам) в пределах сообщенных им объемов финансирования централизованных капитальных вложений. Для оформления финансирования государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим операции по финансированию, определенные документы.
4. В соответствии со ст. 11 Временного положения для оформления безвозмездного финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета заказчики должны представить в соответствующий банк следующие документы:
• титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;
• государственные контракты (договоры строительного подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;
• сводные сметные расчеты стоимости строительства;
• заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;
• уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
Вопрос 74. Внебюджетные средства
1. Понятие внебюджетных средств
2. Классификация внебюджетных средств
3. Заработанные доходы
4. Незаработанные доходы
5. Депозиты

1. Бюджетные учреждения, использующие денежные средства в порядке сметно-бюджетного финансирования, могут иметь источники доходов помимо бюджета. Эти источники получили название «внебюджетные средства» и строго регу¬лируются законодательством.
2. Внебюджетные средства в зависимости от характера источника доходов можно классифицировать по следующим группам:
заработанные доходы;
незаработанные доходы.
3. К заработанным доходам бюджетного учреждения относятся специальные средства, полученные от неосновной его деятельности, но связанные с основной его деятельностью. Данные доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий, оборудования, транспорта, производственной деятельности вспомогательных подсобных хозяйств и т.д.
Характерной особенностью правового режима специальных средств являлся целевой порядок их расходования, т.е. полученные средства в соответствии с утвержденной сметой должны были использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт сдаваемого в аренду здания, транспортных средств, улучшение питания и т.д.). В настоящее время в условиях дефицита федерального бюджета внебюджетные средства также могут использоваться и на другие объекты, находящиеся на сметно-бюджетном финансировании (заработная плата, пополнение основных фондов и т.д.).
4. Незаработанные доходы — это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним относятся:
• доходы от ценных бумаг в виде дивидендов и процентов;
• добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц;
• взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других предприятий и организаций и др.

5. К внебюджетным средствам относятся депозиты, которые представляют собой суммы денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие возврату или зачислению по принадлежности при наступлении определенных условий. К этим средствам относятся: своевременно не полученная заработная плата, стипендии учащихся; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений, и др.
Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреж¬дений до определенного срока: для передачи физическим лицам — 3 года; юридическим лицам — 1 год; бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены; а суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.
Категория: Лекции по финансовому праву | Добавил: AnneTTikA
Просмотров: 676 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Лекции по финансовому праву [14]
Ситуационные задачи по финансовому праву [0]
Тестирование по финансовому праву [0]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0