Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Государственная семейная политика РФ
05.01.2012, 14:07
Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты, материнства и детства
Семья, взаимоотношения членов семьи и отношение семьи с обществом и государством регулируются правом (помимо норм морали, культуры и т.д.). Основными нормативноправовыми документами здесь являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ряд разделов Кодекса о браке и семье РСФСР, Гражданский кодекс и др.
Семейный кодекс РФ (1995), наиболее многосторонне регулирующий семейную жизнь, состоит из 8 разделов. Он провозглашает, что семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства коголибо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Кодекс подчеркивает, что правовыми органами признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Правовое регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Кодекс запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты других членов семьи и иных граждан.
Отношения, регулируемые семейным законодательством, следующие: семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случае и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
Семья и законодательство субъектов РФ
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ. Нормы семейного права субъектов РФ должны соответствовать Семейному кодексу РФ.
Неимущественные и имущественные отношения в семье, которые остаются неурегулированными и в рамках Семейного кодекса РФ регулируются гражданским, законодательством поскольку это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4).
Семейное законодательство РФ и нормы международного права
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст. б).
Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (ст. 7).
Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, и в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, государственными органами или органами опеки и попечительства.
Таков примерно круг вопросов, рассматриваемых Семейным кодексом РФ в разделе I. Раздел II регулирует заключение и прекращение брака. Раздел III регулирует отношения между супругами (личные, имущественные и пр.). Раздел IV определяет права и обязанности родителей и детей. Раздел V нормирует алиментные обязанности членов семьи. Раздел VI определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, в приемной семье. Раздел VII рассматривает применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и к лицам без гражданства. Раздел VIII определяет порядок введения в действие Семейного кодекса РФ.
Семья и семейные отношения изменяющиеся и развивающиеся явления. Вместе с ними должны изменяться нормы семейного права.
Государственная семейная политика РФ
Как отмечают многие исследователи, в последние годы в нашем обществе нарушен хрупкий баланс между силами, созидающими семью, и силами, ее разрушающими, в пользу последних. Появились два мощных фактора дестабилизации брачносемейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация, потеря нравственных ориентиров у многих людей, с другой (Л.Т. Шинелева и др.). В этих условиях необычайно возросла важность целенаправленной и эффективной государственной семейной политики.
Следует согласиться с выводами тех ученых (Л.Т. Шинелева и др.), которые считают, что нет неразрешимых проблем современной семьи. Здесь речь идет прежде всего о том, что из множества факторов, влияющих на стабильность брачносемейных отношений (выполнение семьей присущих ей функций, повышение качества семейных отношений, эффективная помощь маргинальным семьям и т.д.), выбираются те, на которые можно было бы повлиять хотя бы в отдаленной перспективе и которые поддаются хотя бы некоторому воздействию.
Наиболее реалистичен учет двух факторов, которые влияют на функционирование современной семьи. Это материальные условия жизнедеятельности семьи и система информированности по наиболее важным вопросам, связанным с семейной жизнью, с выбором супругов, с формированием отношений между ними, а также между родителями и детьми. В первом случае предполагается определенная система льгот, пособий, улучшение жилищных условий, строительство яслей, детских садов и т.д. Во втором планомерное просвещение, помогающее семье построить адекватные семейным условиям модели выживания и развития, осуществить наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложных ситуаций.
Дифференцированный подход к различным типам семей. Многие документы, посвященные семейной политике, содержат общий недостаток: они обращены к некой абстрактной, чаще благополучной, семье и пытаются решить общие для всех проблемы. Необходимо работать над типологизацией семей и разрабатывать социальную политику и соответственно осуществить социальную работу применительно к каждому из конкретных типов семей (маргинальные семьи, кризисные, благополучные, процветающие и т.д.).
Переориентация с социальных пособий семье и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала семьи. Необходимо помочь семье самой решать собственные проблемы, а общество должно лишь выработать для этого определенную систему поддержки (расширение рабочих мест с учетом интересов семей с маленькими детьми, обучение новым профессиям, пропаганда новых моделей выживания и развития семьи, разработка справедливой налоговой политики и т.п.).
Основные направления и технологии социальной работы с семьей
Планы развития учреждений социальной защиты семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет процесс создания горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семью, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях они должны располагать информацией о типах семей, живущих на данной территории, наличии острых проблем, отношении населения к службе «Семья», уже действующей, или возможности создания такой службы и т.д. Практика становления служб по социальной помощи семье в РФ показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и взрослым членам семьи.

аналитическую: изучение проблем и нужд своего контингента семей;
плановоорганизационную: планирование и организация социального обслуживания семей в социуме;
управленческую: обеспечение контакта с государственными органами, от которых зависит решение проблем семьиклиента, контроль за принятием решений и доведением дела до конца, оценка результата;
информационную: сообщение населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.
Помощь семье может быть неотложной и долговременной. Неотложную помощь семье оказывают такие службы, как отделения неотложной психологической помощи, кризисные центры, телефоны доверия и др. Долговременная помощь семье оказывается территориальными службами социальной помощи семье, социальными приютами для детей и подростков, реабилитационными центрами и др. учреждениями.
Сегодня в РФ в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, ориентированных на помощь семье и детям, из них около 200 территориальные центры социальной помощи семье и детям. Но их деятельность не ликвидирует остроту и драматизм современного состояния российской семьи, которая нуждается в мудрой долговременной семейной политике нашего государства и широкой общественной поддержке.
В работе с семьей применяется практически вся сумма технологий, имеющихся в распоряжении современной социальной работы: технологии глобальные, инновационные, рутинные, информационные; индивидуальные и групповые; социальная диагностика; социальная адаптация личности; социальная реабилитация, социальная терапия и коррекция; технологии социального обеспечения, социального страхования, социального обслуживания; социальная опека и попечительство; социальная экспертиза и моделирование и др.
Категория: Мои файлы | Добавил: Настя
Просмотров: 1999 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [7]
Уголовное право [43]
Трудовое право [27]
Право социального обеспечения [57]
Конституционное право [40]
Финансовое право [14]
нормативное регулирование отношений в сфере ДТП [4]
гражданское прово [1]
Теория государства и права [12]
Теория государства и права
административное право [6]
сми
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0